Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали пассажиры, водитель, пешеходы, где был поврежден автомобиль служит экспертиза ДТП, которую граждане зачастую по разному называют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Но ни одно из указанных наименований не является научно-обоснованным и верным наименованием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила свое уникальное название более 7 лет назад, основная масса практикующих юристов, судей, адвокатов, следователей также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс экспертиз, не уточняя конкретного вида экспертного исследования.

В следствии столь общего и абстрактного определения данного исследования, в практике зачастую рождаются ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), поступают материалы дела, для исполнения которых необходимы знания эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков).

И тогда возникает некрасивая ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, в результате чего установленные сроки расследования дела не выдерживаются по причине элементарной грамотности вышеперечисленных участников судебно-следственного процесса.

Основные цели и задачи судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• текущее состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности должного восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение автомобиля и прочих объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспортных средств и иных участников по поверхности автомобильной дороги;

Выявление факторов, связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению происшествия: неверное расположение дорожных знаков, неверная разметка дорожного покрытия, неблагоустроенность дороги, отсутствие нужных дорожных знаков и прочие негативные условия обстановки.

Для проведения автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту требуется предоставить все материалы уголовного, административного, гражданского дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полнейшее изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К примеру, в случаях, где основным обстоятельством происшествия выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент происшествия.